Перейти на главную страницу
Поиск по сайту

Новый курс рузвельта

Новый курс Рузвельта 1. Переход США от процветания к экономическому кризису. В первой четверти XX в. США были в числе ведущих государств мира и наиболее благополучной в экономическом отношении страной. С переходом промышленного капитализма к монополистическому центр мирового экономического развития переместился из Европы в Северную Америку. США развивались быстрее всех и производили больше всех. Их доля в мировом производстве постоянно увеличивалась. Еще сильнее позиции США укрепились после первой мировой войны, в частности за счет значительных прибылей от поставок странам Антанты вооружения и боеприпасов. Быстро росло промышленное производство, интенсивно расширялся основной капитал, увеличивался экспорт. Экономические успехи послужили рождению теории «просперити» — вечного процветания этого государства. Однако она оказалась «великой иллюзией». Действительность опрокинула новый курс рузвельта надежды. Кризис начался в Нью-Йорке с краха на фондовой бирже. Он охватил банковскую систему, промышленность, сельское хозяйство. По своему характеру он представлял собой циклический кризис перепроизводства, когда вследствие недостаточной покупательной способности населения произведенная масса товара не нашла сбыта и оказалась нереализованной. В итоге нарушился процесс общественного воспроизводства, разорились многие торговые и промышленные предприятия, транспортные компании, банки. Из 279 доменных печей в числе действующих оставалось только 44 печи", кризис вызвал массовую волну банкротств. За 1929 — 1933 гг. Убытки корпораций только в 1932 г. Обороты внешней торговли сократились в 3,1 раза. Страна была отброшена к уровню 1911 г. Неизбежное последствие циклического кризиса — ухудшение положения трудящихся. Резко снизился их жизненный уровень. Падение курса акций затронуло от 15 до 25 млн. Охваченные новый курс рузвельта люди стремились разменять банкноты на золото. Росло число безработных, несколько миллионов были полубезработными. С членами семей безработные составляли почти половину всего населения. Заработная плата снизилась более чем вдвое. Многие лишились жилья, возникли «гуверовские городки» — поселения безработных на окраинах городов, выстроенные из ящиков и строительных отходов. Новый курс рузвельта голодало — только в Нью-Йорке в 1931 г. Промышленный кризис переплетался с аграрным. Сбор пшеницы упал к 1934 г. Цены на сельскохозяйственные продукты снизились на 58%, а более 40% фермерских доходов шло на погашение задолженности и налоги. За годы кризиса разорились около 1 млн. Для сдерживания падения цен и сокращения предложения продуктов на рынок их уничтожали — пшеницу сжигали в топках паровозов и пароходов, молоко из цистерн выливали в водоемы, картофельные и хлопковые поля заливали керосином или запахивали. В США в этот период утвердилась философия «американского индивидуализма», не признающего государственного регулирования экономики, его вмешательства в дела частного бизнеса, хотя в годы первой мировой войны оно применялось. Вступивший в президента Герберт Гувер 1874—1964 первоначально ограничился введением торгового протекционизма, считая, что кризис будет преодолен автоматически и страна справится с ним за 60 дней. В ответ на это другие страны тоже повысили ввозные пошлины. Положение в стране ухудшалось — она была охвачена массовыми выступлениями, организовывались походы голодных и безработных в Вашингтон в 1931—1932 гг. Был создан Национальный Совет безработных. В горной, текстильной, автомобильной, швейной отраслях развернулось стачечное движение. Оно новый курс рузвельта все более массовым. Попытки Гувера осуществить государственное кредитование банков. В этих условиях в целях предотвращения банкротства Гувер с конца 1931 г. Для этого была создана Национальная кредитная корпорация с капиталом в 3,5 млрд. Для оказания помощи крупным фермерам организовано правительственное «Федеральное фермерское бюро». Задачи этого бюро заключались в поддержании уровня цен на сельскохозяйственную новый курс рузвельта. Деятельность бюро не увенчалась успехом и в конечном итоге привела к дезорганизации рынка и дальнейшему разорению фермеров. Социальные противоречия продолжали обостряться. К марту 1933 г. Таким образом обещание Гувера быстро преодолеть кризис оказалось невыполненным. К этому моменту положение в стране было чрезвычайным. Для выхода из него требовались неординарные меры. Правительством Рузвельта были осуществлены крупномасштабные реформы, которые вошли в историю под названием «Новый курс Рузвельта». Несмотря на то, что «Новый курс» не новый курс рузвельта заранее обдуманной системой нововведений, он представляет одну из самых известных и эффективных реформ в мировой истории. Рузвельтом проведено в жизнь больше реформ, чем было обещано в предвыборной кампании. Уже 9 марта была созвана специальная сессия Конгресса и в течение 100 дней за 3 новый курс рузвельта заложены основы политики «Нового курса». Отрицая политику «грубого индивидуализма» Гувера, президент Рузвельт рассчитывал преодолеть кризис путем планирования хозяйства, установления «классового мира» внутри страны и доброго соседства новый курс рузвельта другими странами. Теоретической базой «Нового курса» стало учение выдающегося английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса 1883—1946. В условиях глубоких изменений в экономике капиталистических стран при господстве монополий Кейнс и его последователи признавали новый курс рузвельта участие государства в регулировании хозяйственной жизни. Исходя из этого, основной целью реформ Рузвельта стало активное вмешательство государства в процесс общественного воспроизводства. В осуществлении «Нового курса» выделяют два этапа: первоначальный — с 1933 до 1935 гг. Основные мероприятия «Нового курса» Рассмотрим основные мероприятия «Нового курса». Прежде всего началось спасение банковской и финансовой систем. Для их оздоровления запрещался вывоз золота за границу; был прекращен обмен банкнот на золото. В США были закрыты все банки. Несмотря на то, что многие общественные деятели и политики требовали национализации банков, Рузвельт не пошел на это. В принятом единогласно Чрезвычайном законе о банках предусматривалось новый курс рузвельта функции и получение правительственных кредитов займов из федеральной резервной системы, хотя это разрешалось только благополучным, т. К концу марта 1933 г. Созданная при президенте Гувере Реконструктивная корпорация расширила свои операции — за первые 2 года «Нового курса» сумма займов, выданных ею, превысила 6 млрд. В результате усилилась концентрация банковской системы — число банков с 25 тыс. Для увеличения финансовых ресурсов государства и расширения его регулирующих функций в этот период США отказались от золотого стандарта, изъяли золото из обращения и провели девальвацию обесценивание доллара. В январе 1934 г. Заслуживает внимания метод девальвации денежной единицы, примененный правительством Новый курс рузвельта. Девальвация доллара затруднялась активным торговым и платежным балансом. Встать же на путь массового выпуска необеспеченных золотом бумажных денег Рузвельт не считал возможным. Поэтому он нашел оригинальный новый курс рузвельта инфляционного развития. США осуществили крупномасштабные закупки золота по ценам, превышающим курс доллара по отношению к золоту. Новый курс рузвельта конца 1933 г. Это искусственно снизило курс доллара. Одновременно золотой запас был изъят из федеральных резервных банков и передан казначейству. Банкам взамен выдавались золотые сертификаты, приравненные к золоту и обеспечивающие банковский резерв. В начале 1934 г. Благодаря девальвации доллара распределение дохода изменилось в пользу промышленного, а не ссудного капитала. Тем самым были предотвращены массовые банкротства в кредитной сфере, уменьшилась задолженность монополий правительству, усилились экспортные новый курс рузвельта США. Для стимулирования мелких акционеров и вкладчиков частных средств была создана корпорация по страхованию новый курс рузвельта вкладов, а также приняты меры защиты вкладов от риска из-за биржевой спекуляции. Введение государственного страхования депозитов вкладов способствовало предотвращению банкротств, повышало доверие вкладчиков. Центральное место в мероприятиях «Нового курса» отводилось проблеме восстановления промышленности. В июне 1933 г. Для его проведения была создана Администрация национального восстановления, в состав которой вошли представители финансовой олигархии от торговой палаты, от фирмы «Дженерал моторс», «Стандарт ойл», от группы Моргана и других концернова также экономисты, деятели Американской федерации труда. Председателем Администрации национального восстановления был назначен генерал Хью Джонсон. Эмблемой этого органа стал синий орел. Если такой эмблемы на продукции той или иной компании не было, новый курс рузвельта общество ее товары бойкотировало. Закон о восстановлении промышленности вводил систему государственного регулирования этого подразделения экономики. Он включал три раздела. Первый раздел предусматривал меры, способствующие оживлению экономики и выводу ее из бедственной ситуации. Основной упор делался на «кодексы честной конкуренции», в которых устанавливались правила конкуренции, занятости и найма. Ассоциация предпринимателей всю промышленность разделила на 17 групп, каждая из которых обязывалась разработать такой кодекс. Кодексами для каждого предприятия устанавливались новый курс рузвельта производства, уровень заработной платы, продолжительность рабочей недели, рынки сбыта продукции, единая политика цен. В каждом кодексе обязательно оговаривались условия занятости и найма. При найме на работу не допускалась дискриминация членов профсоюза, рабочим предоставлялось право на их организацию, определялись низший предел зарплаты минимум и новый курс рузвельта допустимая продолжительность рабочей недели. В случае утверждения новый курс рузвельта президентом, он становился законом, а новый курс рузвельта антитрестовского законодательства приостанавливалось. В целом во всех отраслях промышленности администрация Рузвельта санкционировала 746 кодексов, охвативших 99% американской индустрии и торговли. Во втором и третьем разделах закона определялись формы налогообложения и фонд общественных новый курс рузвельта с указанием порядка использования средств этого фонда. Для оказания помощи безработным Конгресс создал Администрацию общественных работ, которую возглавил министр внутренних дел На организацию общественных работ выделялось 3,3 млрд. В числе других новый курс рузвельта борьбы с безработицей были — создание трудовых лагерей для безработной молодежи в возрасте 18—25 лет. Они обеспечивались бесплатным питанием, жильем, форменной одеждой, им платили 1 долл. Численность молодежи в лагерях достигала 250 тыс. Работами руководили офицеры резерва ВС. Учитывая популярность такой меры, к 1935 г. Молодежь очищала леса, проводила мелиорацию, занималась лесонасаждением, ремонтировала дороги. Администрация чрезвычайной помощи во главе с советником президента Гопкинсом 1890—1946 выдавала штатам дотации для помощи безработным. Масштабы общественных работ, организованных американским правительством, следует признать значительными — на них к январю 1934 г. Пособия получали 20 млн. Здесь осуществлялось строительство ГЭС, производились лесонасаждения и борьба с новый курс рузвельта почв, контролировалась промышленность, снабжаемая электростанцией Теннеси. Работы были предоставлены 40 тыс. Для трудоустройства безработных на Юге США создавалась современная инфраструктура — строились автострады, аэродромы, мосты, гавани и так далее. Сам Рузвельт придавал этому закону очень новый курс рузвельта значение: «В историю закон о национальном промышленном восстановлении войдет, возможно, как наиболее важное и далеко идущее законодательство, когда-либо принятое конгрессом». Закон о восстановлении национальной промышленности вводился на два года. Он предусматривал либеральные реформы в области трудовых отношений. Первоначально закон исходил из компромисса между капиталом и рабочими. Для предпринимателей имела значение отмена антитрестовского законодательства. В то же время профсоюзы получали право на коллективную защиту. С целью добиться «классового мира», положить конец конкуренции за счет рабочих в пункте 7а «Кодекса честной конкуренции» за рабочими признавалось не только право объединения в профессиональные союзы, но и заключения коллективных договоров с предпринимателями. Тем самым рабочие удерживались от революционной борьбы. В то же время американские монополии не забывали о своих интересах: они предписывали в кодексах фиксировать уровень зарплаты минимальным, а продолжительность рабочей недели — максимальной. После введения таких кодексов общий уровень зарплаты снизился. Реализация этого закона укрепила положение крупных монополий, так как в конечном счете они определяли условия производства и сбыта; менее сильные компании были вытеснены. Поэтому закон НИРА следует рассматривать, хотя и принудительной, но удобной для американских монополий формой картелирования. Несмотря на то, что сначала НИРА был воспринят американскими деловыми кругами с энтузиазмом, к осени 1934 новый курс рузвельта. В целях предотвращения радикального развития «Нового курса» они создали специальную организацию «Лигу американской свободы». Поэтому в 1935 г. Представители крупного новый курс рузвельта критиковали НИРА с позиций идеалов новый курс рузвельта частной предпринимательской деятельности и видели в нем почти «государственный социализм»; мелкие предприниматели считали, что НИРА ослабляет их позиции в конкурентной борьбе с монополиями. Верховный суд США признал его неконституционным, хотя регулирующая роль государства во многом сохранилась. Второй важный закон — закон о регулировании сельского хозяйства — Конгресс Новый курс рузвельта принял в начале 1933 г. Для его проведения была создана Администрация регулирования сельского хозяйства, так называемая ААА. Для преодоления аграрного кризиса закон предусматривал меры повышения цен на сельскохозяйственную продукцию до уровня 1909 - 1914 гг. В их числе: 1. Сокращение посевных площадей и поголовья скота. За каждый незасеянный гектар фермеры получали компенсации и премию, средства, которые мобилизовались за счет налога на компании, налога на муку и налога на новый курс рузвельта пряжу. К моменту введения такой меры существовавшие цены на зерно делали более новый курс рузвельта его использование в качестве топлива, и в некоторых штатах зерно и кукурузу сжигали вместо дров и угля. Чрезвычайные меры по финансированию государством фермерской задолженности, которая к началу 1933 г. Правительство получало право девальвировать доллар, ремонетизировать серебро, выпустить на 3 млрд. Казначейских билетов, государственных облигаций. В результате фермеры за 1933-1935 гг. Проведение этого закона в жизнь привело к тому, что запахали 10 млн. За один год действия ААА было забито 23 млн. Мясо убитых животных превращали в удобрения. Если наблюдались неурожаи, то это считалось удачей. Так, в 1934 г. США поразили жесточайшая засуха и песчаные бури, что существенно сократило урожай. Таким образом удалось поддержать цены и улучшить положение в аграрном секторе — доходы фермеров к 1936 г. Благодаря займам многие фермерские хозяйства справились с кризисом. Однако около 10% всех ферм 600тыс. Меры, предусмотренные законом о регулировании сельского хозяйства, прежде всего затрагивали мелкие фермерские хозяйства, так новый курс рузвельта крупные фермеры могли сокращать посевы за счет малоплодородных земель, компенсируя эти потери улучшением обработки хороших земель, покупкой сельскохозяйственных машин и удобрений, добиваясь повышения производительности и увеличения получаемых продуктов. Льготными кредитами могли пользоваться также конкурентоспособные фермы, не обремененные долгами. Крупные сельскохозяйственные монополии и фермеры имели и большую прибыль от повышения цен. Благодаря этому процесс концентрации земельной собственности усилился. Этого добились трудящиеся своей борьбой. Наиболее активной новый курс рузвельта классовой борьбы стали «сидячие стачки», когда часть рабочих новый курс рузвельта внутри заводов, а остальные круглосуточно пикетировали. Такие стачки оказались эффективными и способствовали юнионизации образованию профсоюзов даже в тех отраслях, где произвол предпринимателей был особенно ощутим. Рабочие добивались введения федеральной системы социального страхования. Были созданы Лига объединенных фермеров и Союз издольщиков. В результате широкого движения трудящихся правительство Рузвельта на втором этапе осуществления новый курс рузвельта курса» в значительно большей степени вынуждено было учитывать интересы рабочих и фермеров. Важнейшим завоеванием рабочего класса США новый курс рузвельта признать принятие закона Вагнере, билль которого был вынесен на новый курс рузвельта Конгресса после отмены НИРА. В билле признавались необходимость коллективной защиты рабочими своих интересов через профессиональные союзы и путем заключения с предпринимателями коллективных договоров. За рабочими признавалось право на стачки. Администрация не могла применять репрессии за принадлежность к профсоюзу и вмешиваться во внутренние дела рабочих организаций. Судам вменялось в обязанность рассматривать жалобы профсоюзов за нарушение закона. Не менее важное значение имел закон о социальном обеспечении, принятый несколько недель спустя после закона Вагнера. Им вводилась система пенсий по старости и пособий по безработице. Пенсии устанавливались с 65 лет; оказывалась помощь больным инвалидам. Пенсионные фонды формировались из взносов трудящихся и предприятий. Нормы пенсионного обеспечения устанавливались едиными для всей страны. Круг получателей пособий, размеры и сроки выплат определялись законодательством штатов. Однако закон распространялся на рабочих и служащих торговли, сферы обслуживания. Рабочее законодательство 30-х гг. На втором этапе проведения «Нового курса» увеличились масштабы общественных работ. Если на первом этапе на эти цели выделялось 3,3 млрд. Создана новая Администрация по реализации общественных новый курс рузвельта, возглавляемая К началу 1936 г. На этом этапе правительство оказывало помощь не только крупному фермерству, но и низкодоходным хозяйствам. Рабочие-мигранты могли проживать в лагерях, арендаторы новый курс рузвельта покупки ферм получали займы, могли объединиться в кооперативы. Несмотря на то, что продолжались меры по сокращению посевных площадей, новый курс рузвельта кампания по восстановлению плодородия почв, что вызывалось негативными последствиями ряда засух и пыльных бурь, наблюдавшихся в 30-е годы. Все меры, проведенные «Новым курсом», сделали его одной из самых прогрессивных страниц истории США. Оценивая «Новый курс», мы должны прежде всего отметить, что он соответствовал исторической эпохе утверждения государственно- монополистического капитализма ГМК и отражал тенденцию перехода экономики США на стадию ГМК. Благодаря активной регулирующей роли государства, страна смогла выбраться из кризиса, прибыли американских монополий пошли в гору. Политическая активность рабочих, фермеров, городской мелкой буржуазии, негритянского народа вынудили Рузвельта при проведении политики «Нового курса» проявить гибкость, маневрирование, учесть интересы различных слоев населения и сделать уступки трудящимся. В то же время «Новый курс» нельзя расценивать как переход к социалистическому планированию, поскольку частная собственность оставалась незыблемой, не было национализировано ни одного предприятия или банка. В результате политики «Нового курса» в США укрепились позиции крупной буржуазии, что прослеживается во всех сферах экономики — промышленности, банковской системе, аграрном секторе. Концентрация производства и банков усилилась. Наиболее благоприятные последствия эта политика имела для ведущих групп американского монополистического новый курс рузвельта. Проведение «Нового курса» не было безболезненным. Против «Нового курса» выступали приверженцы старых методов антирабочего законодательства — представители консервативных слоев финансовых монополий. Против Рузвельта были Морган, Дюпон, Рокфеллер, Мэллон. Оппозиция «Новому курсу» усилилась с ослаблением экономического кризиса, что привело к отмене законов о НИРА, ААА, а также нарушению закона Вагнера. Новый курс рузвельта Американская Лига свободы требовала отказа от государственного регулирования, снижения налогов на крупный капитал и перехода к жесткому курсу по отношению к трудящимся. В политике Рузвельта воплотились черты либерально-реформистского варианта развития В политике Рузвельта воплотились черты либерально- реформистского варианта развития ГМК. Важнейшим инструментом его политического курса стал государственный бюджет, за счет средств которого осуществлялось финансирование расширенного воспроизводства и социальных программ. К такой политике Рузвельт пришел не сразу, на первых порах он не принял предложения ученого-экономиста Кейнса о практике дефицитного финансирования, так как в предвыборной кампании обещал достичь сбалансированного бюджета. Рузвельт открыто заявил, что «бюджет будет оставаться несбалансированным до тех пор, пока существует армия нуждающихся». В этот период вокруг «Нового курса» сплотилась широкая коалиция либерально-демократических сил, благодаря чему в 1936 г. Рузвельт одержал победу и был выбран на пост президента на второй срок. Рузвельт начал проводить план так называемой «подкачки насоса» — увеличения спроса с помощью новый курс рузвельта государственных вложений. Объем общественных работ расширился, численность получающих пособия увеличилась до 21,3 млн. Дефицит бюджета стал быстро расти и в 1939 г. После этого число сторонников кейнсианской теории в США существенно возросло. Хозяйственные реформы 1920-1990 гг. Государство и управление в США. «Американская буржуазия и «Новый курс». Великий Новгород 2000 г. Переход США новый курс рузвельта процветания к новый курс рузвельта кризису. Вступление в президенты Герберта Гувера. Его попытки преодолеть экономический кризис. Вступление в президенты Франклина Делано Рузвельта. Основные мероприятия «Нового курса» 4. Основные мероприятия «Нового курса».

Карта сайта

84 85 86 87 88 89 90 91 92

Другие статьи на тему:



 
Copyright © 2006-2016
centr-fasad.ru