Перейти на главную страницу
Поиск по сайту

Стих заря прощается с землею

Фет - анализ стихотворений для подготовки к экзамену из опыта работы Афанасий Фет «Заря стих заря прощается с землею с землею…» Заря прощается с землею, Ложится пар на дне долин, Смотрю на лес, покрытый мглою, И на огни его вершин. Как незаметно потухают Лучи и гаснут под конец! С какою негой в них купают Деревья пышный свой венец! И всё таинственней, безмерней Их тень растет, растет, как сон; Как тонко стих заря прощается с землею заре вечерней Их легкий очерк вознесен! Как будто, чуя жизнь двойную И ей овеяны вдвойне, — И землю чувствуют родную И в небо просятся оне. Афанасий Афанасьевич Фет — выдающийся русский лирик, сумевший в своих стихах передать всю красоту природы. Мне кажется, в творчестве Фета можно выделить два типа пейзажных стихотворений. В одних он обращается непосредственно к изображению природы, используя при этом множество ярких деталей, сочных красок. Но сильной стороной его пейзажной лирики являются те стихи, в которых доминируют эмоциональные впечатления от природы, настроения, порожденные встречей с ней. Оно написано в 1858 году, когда Фет оставил военную службу. Уже в первых строчках дана основная антитеза, на которой построено все стихотворение: вечерняя заря над землею и темнеющие туманные долины. А в следующих стихах первой строфы антитеза получает свое развитие: Смотрю на лес, покрытый мглою, И на огни его вершин. Земли и Неба, столь знакомый нам по лирике Лермонтова, пронизывает все стихотворение Фета. Создается грандиозная картина мирозданья. Вверху ее — деревья, купающие свои кроны в лучах уходящей зари, внизу — наступающая мгла, окутанная паром земля. Эмоциональное впечатление передается восклицательной интонацией предложений, а также использованием усилительных конструкций в их начале: С какою негой. Правильнее говорить об ее одухотворенности. Она живет своей особой жизнью, не каждый способен проникнуть в ее тайну, познать ее великий смысл. Лишь на высшей ступени духовного подъема человек может быть к этой жизни причастен. Стихотворение заканчивается строчками, полными глубокого смысла: Как будто, чуя жизнь двойную, И ей овеяны вдвойне, — И землю чувствуют родную, И в небо просятся оне. Земля и небо в понимании Фета не просто противостоят друг другу. Выражая разнонаправленные силы, они существуют только в своем двуединстве, более того — во взаимосвязи, во взаимопроникновении. А вместе они соединяются в единый образ живого, объемного мира природы. Однако, на мой взгляд, образ этот можно воспринимать и в его параллелизме с внутренним миром человека. Стихия природы оказывается слитой с мельчайшими подробностями душевного состояния: любовью, желаниями, стремлениями и ощущениями. Любовь к родной земле и постоянное стремление оторваться от нее, жажда полета — вот что стих заря прощается с землею этот образ. Луной был полон сад. Луной был полон сад. Лежали Лучи у наших ног в гостиной без огней. Рояль был весь раскрыт, и струны в нём дрожали, Как и сердца у нас за стих заря прощается с землею твоей. Ты пела до зари, в слезах изнемогая, Что ты одна — любовь, что нет любви иной, И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя, Тебя любить, обнять и плакать над тобой. И много лет прошло, томительных и скучных, И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь, И веет, как тогда, во вздохах этих звучных, Что ты одна — вся жизнь, что ты одна — любовь. Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки, А жизни нет конца, и цели нет иной, Как только веровать в рыдающие звуки, Тебя любить, обнять и плакать над тобой! Луной был полон сад. Лежали…» - один из лирических шедевров Фета, один из лучших образцов русской любовной лирики. Стихотворение посвящено молодой, обаятельной девушке, которая вошла в историю не только благодаря стихотворению Фета, он была одним из реальных прототипов толстовской Наташи Ростовой. Стихотворение Фета написанное через 10 лет после встречи не о чувстве Фета к милой Танечке Берс, а о высокой человеческой любви. Созданное 2 августа 1877 года, оно было навеяно пением Кузьминской в девичестве Берс — сестры Софьи Андреевны Толстойописавшей этот эпизод в своих воспоминаниях. Как и вся истинная поэзия, поэзия Фета обобщает и возвышает, уводит во всеобщее — в большой человеческий мир. Это ощущение и составляет один стих заря прощается с землею секретов того особенного, радостного и высокого воздействия, которое производит стихотворение на читателя. Его лирический герой — сам Фет. В этом произведении рассказывается о том, как поэт переживает две встречи с возлюбленной, между которыми — долгая разлука композиционно делится на 2 части. Но Фет не рисует ни единым штрихом портрет любимой женщины, не прослеживает все изменения их взаимоотношений и своего состояния. Он фиксирует только то трепетное чувство, которое охватывает его под впечатлением от ее пения: И много лет прошло, томительных и скучных, И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь, И веет, как тогда, во вздохах этих звучных, Что ты одна — вся жизнь, что ты одна — любовь. Само чувство тоже сложно описать словами. Лирический герой передает неповторимость, глубину и сложность своих переживаний с помощью «глобальных» метафор в последней строке. В стихотворении две основные темы — любовь искусство. В лирической пьесе «Сияла ночь…» темы эти слиты воедино. Стих заря прощается с землею для Фета — самое прекрасное в человеческой жизни. И искусство — самое прекрасное. Стихотворение — о вдвойне прекрасном, о самой полной красоте. Стихотворение написано шестистопным ямбом — одним из излюбленных размеров поэта. Это помогает здесь создать не только общий музыкальный тон, но и очень гибкую, с живыми переходами и движением, свободную речь, свободное повествование. Отчасти это получается благодаря паузам, которые возникают не в одном постоянном месте, а в разных местах — то здесь, то там, как в живой, ярко эмоциональной речи. В результате поэтический рассказ о сильном и живом чувстве сам исполнен жизни. Стихотворение написано в романсово-песенном ключе, очень живописно и необыкновенно музыкально. Одно у Фета тесно связано с другим. Поэт считал, что красота — основная идея лирики — выражается не в линиях, не в изысканных словах, а прежде всего «тонко звучит». Значит, одной из важнейших характеристик поэзии должна быть мелодичность. Музыкальность этого произведения достигается с помощью повторов на разных уровнях поэтического текста. Так, в лирическом синтаксисе присутствуют анафоры Стих заря прощается с землею, Что…Что… параллельные конструкции в пределах строфы «Что ты одна — вся жизнь, что ты одна — любовь; А жизни нет конца, и цели нет иной»…. Фет сопоставляет близкие по звуковому составу слова — «вздохах звучных» - придающие стихотворению дополнительные смысловые и эмоциональные «обертоны» гармонические созвучия. Композиция стихотворения также способствует его мелодичности. В этом лирическом монологе автор использует прием кольца. В строке «Тебя любить, обнять и плакать над тобой», которая обрамляет произведение, Фет выражает главные чувства героя: восторг и преклонение перед силой вокального искусства. Ведь это произведение не только о любви и о природе, оно прежде всего о чудесном пении, стих заря прощается с землею голосе, который рождает множество ярких переживаний. Фет не изображает определенный пейзаж или интерьер, но все сливается у него в прекрасной гармонии. Поэт создает целостную динамичную картину, в которой сразу предстают впечатления стих заря прощается с землею зрительные, и слуховые, и осязательные, и чувственные. Обобщение и соединение образов природы, любви, музыки помогают стих заря прощается с землею выразить всю полноту радости восприятия бытия. Это стихотворение лишний раз убеждает нас в том, что только искусство способно по-настоящему облагородить человека, очистить душу, раскрепостить и обогатить ее. Наслаждаясь прекрасным произведением, будь то музыка, живопись, поэзия, мы забываем обо всех своих проблемах и неудачах, отвлекаемся от будничной суеты. Человеческая душа вся открывается навстречу красоте, растворяется в ней и таким образом обретает силы, чтобы жить дальше: верить, надеяться, любить. Об этом пишет Фет в последней строфе. Волшебный голос певицы освобождает лирического героя от «обид судьбы и сердца жгучей муки», представляя новые горизонты: А жизни нет конца, и цели нет иной, Как только веровать в рыдающие звуки, Тебя любить, обнять и плакать над тобой! Говоря о лирическом персонаже стихотворения, автор невольно затронул стих заря прощается с землею тему творца, его миссии. Голос певицы, пробудивший в герое целую гамму чувств, звучит так восхитительно, потому что стих заря прощается с землею отдается своему занятию страстно и сама очарована магией музыки. В момент исполнения песни, должно быть, ей кажется, что нет стих заря прощается с землею мире ничего более важного, чем эти прекрасные звуки, чем чувства, вложенные в произведение. Забыть обо всем, кроме творчества — вот доля истинного творца: поэта, художника, музыканта. Об этом тоже говорится стих заря прощается с землею произведении. Луной был полон сад. Лежали…» поражает стих заря прощается с землею тематики, глубиной стих заря прощается с землею яркостью образов, необыкновенной мелодичностью, а также своей идеей, которая заключается в удивительном стремлении автора передать красоту искусства и мира всеохватно. Фета «Одним толчком согнать ладью живую. Перед нами краткий миг, когда перед героем открывается мир во всей его красоте, всей полноте чувств. Стихотворение проникнуто гармонией, ощущением покоя, хотя, казалось бы, оно целиком состоит из перечисления действий: согнать, подняться, прервать, дать, шепнуть, усилить. Размер — пятистопный ямб с женскими и мужскими окончаниями — вписывает стихотворение в ряд произведений любовной лирики — ряд, начатый еще пушкинским «Я вас любил. Любовь еще, быть может…», — в которых ярко высвечены прежде всего чувства и думы лирического героя. И действительно, у Фета ни слова нет ни о других людях, ни о внешнем мире — только состояние души человека. Однако может показаться, что здесь нет лирического героя как такового в самом деле, ни в одной строке этого стихотворения нет слов я, мой и т. Поэтому на дальний план отступают все острые переживания, мучения, и даже любовь здесь упоминается мельком — как чувство, однородное всем прочим в этом тихом гармоничном состоянии: герой мечтает шепнуть о том, пред чем язык немеет…. Утонченная восприимчивость поэта по отношению к явлениям внешнего мира не может не распространиться и на чужое творчество. Способность к творческому сопереживанию - важнейшая черта истинного поэта. Стихотворение построено как вереница похожих по синтаксису фраз синт. Это заклинание должно наконец разрешиться неким утверждением, которое бы разрядило нарастающее на протяжении всего стихотворения чувство и объяснило его источник, — такое утверждение и завершает стихотворение: Последние строки противопоставлены всем остальным и по ритму: в них первая строфа не ямбическая, а хореическая — ударно произносятся указательные частицы ВОТ. Так подчеркнута особая важность финальных строк для всего стихотворения. Во-первых, они прерывают перечисление действий и характеризуют их как признак и венец певца, то есть любимое дело поэта, только для него одного возможное. Во-вторых, эти строки переносят ситуацию, описываемую в стихотворении, в вечность: теперь не остается никаких сомнений в том, что все названные действия не минутные желания героя, не картины, которые встают в его воображении, а извечно существовавшие проявления поэтического дара. Эти строки вводят в стихотворение тему творчества, что позволяет по-новому взглянуть на весь предыдущий перечень. Если в первой строфе герой предстает как деятель, способный резко изменить что-то в мире вокруг себя одним толчком согнать ладью живую, одной волной подняться в жизнь инуюто во второй он уже прежде всего созерцатель, чья душа открыта для всего мира и жадно вбирает все впечатления и чувства, мечтая упиться вдруг неведомым, родным, чужое вмиг почувствовать своим. Теперь же, в финальных строках, появляется еще один лик героя, включающий в себя два предыдущих: он творец, способный и наполняться впечатлениями от окружающего его мира, и вдруг что-то в этом мире создавать усилить бой бестрепетных сердецразрушать тоскливый сон прервать единым звукомдвигать согнать ладью живую. Таким образом, перед нами стихотворение о поэзии. Попробуем отнести его к русской поэтической традиции разговора о творчестве. Как и все его предшественники, Фет называет поэзию даром, отличающим поэта стих заря прощается с землею всех остальных людей певец назван избранным, его дело — признак и венец. Однако это единственное, в чем стихотворение «Одним толчком согнать ладью живую…» вторит стихам других поэтов. У Фета, как мы видим, нет ни противопоставления поэта толпе как, например, в пушкинском сонете «Поэту», стихотворении «Поэт и толпа», лермонтовских «Пророке», «Смерти Поэта»ни «общего дела», объединяющего поэта и народ как, например, в лермонтовском «Поэте». Казалось бы, Фет продолжает линию Жуковского и Тютчева: он пишет о поэзии как о даре, изображает момент нисхождения этого дара на поэта, при этом все внимание сосредоточено на его чувствах в это мгновение. Однако у Фета мы не найдем утверждения, что вдохновение нисходит с небес: процесс творчества, каким он предстает в стихотворении «Одним толчком согнать ладью живую…», подвластен в большей степени поэту. Итак, о чем же стихотворение? О счастье творчества, о поэтическом даре, который неразрывно связан с другими светлыми чувствами в мире героя: с наслаждением природой, любовью, способностью ощущать жизнь во всей ее полноте и многогранности, переживать каждое ее явление как что-то личное, жить в гармонии с миром. Афанасий Афанасьевич Фет 1820 —1892 Фет - один из тончайших русских лириков. Его поэтическая судьба сложилась непросто. Современники упрекали Фета за непонятность поэзии, неопределенность содержания, за невнимание к запросам жизни Добролюбов и Чернышевскийза тяготение к темам "чистого искусства". Сам поэт, защищаясь от подобных упреков, с эпатажем высказывался так: "Мне было бы оскорбительно, если бы большинство понимало и любило мои стихотворения: это было бы только доказательством, что они низменны и плохи". Одна из причин непонятности фетовской поэзии — ее новизна, отличие от лирики предшественников. Фет, конечно же, понимал условность термина "искусство для искусства" и в своей поэзии шел от человека, от природы, от чувства. Но главное в его поэзии - живое чувство красоты, красоты как единственной цели искусства вообще и поэзии в частности. У Фета сильно ощущение недостаточности словесного выражения: "где слово немеет, где царствуют звуки, где слышишь не стих заря прощается с землею, а душу певца". Поэтому особенное стих заря прощается с землею в лирике Фета занимает мелодическая организация стиха: его благозвучие, использование ассонанса, аллитерации, разнообразные ритмические ходы и т. Взгляды Фета на роль поэзии, его поэтическое мастерство повлияли на поколение русских символистов. Это одно стих заря прощается с землею самых известных стихотворений Фета, с которого началась его слава. Оно стало для многих читателей символом всей фетовской поэзии, его своеобразным автопортретом. Одно­временно новаторство поэтического языка, развитие любовной темы в стихотворении вызывало двойственное отношение современников, неоднократно служило предметом пародий. Фета, по словам Толстого, отмечена "лирической дерзостью". Прежде всего бросается в глаза безглагольность стихотворения: оно построено только из одних назывных предложений. Шепот, робкое дыханье, Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья, Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица, В дымных тучках пурпур розы, Отблеск янтаря, И лобзания, и слезы, И заря, заря!. Автор не использует глаголы - это придаёт стихотворению большую выразительность и красоту. Огромное количество глухих согласных в каждой строфе замедляет речь, делает ее тягучей, более плавной, созвучной поэтическому языку XX века. Но, несмотря на это, его трудно назвать вещественным, предметным. В стихотворении передается самый распространенный сюжет любовной поэзии - свидание в саду. Но это свидание окутано у Фета таинственным полумраком: время действия - ночь, эпитеты - "ночные" робкое дыханье, сонный ручей, ночной свет. Фету важно было передать "музыку любви", поэтому он искал "музыкальные способы" в выражении своего поэтического чувства. Фет - один из первых в стих заря прощается с землею поэзии импрессионистов: он изображает не столько предметы, явления, сколько отдельные обрывки явлений, тонкие оттенки, отражения, тени, неопределенные эмоции. Но, взятые вместе, они образуют цельную и достоверную картину. Все три строфы этого стихотворения образуют одно-единственное предложение, как будто небольшие кадры. Стих заря прощается с землею хорошо иллюстрирует такую особенность фетовского творчества: любовная и пейзажная лирика составляют у него одно целое. Поэтому близость к природе тесно связана с любовными переживаниями. Чувства влюбленных шепот, робкое дыханье - это то же самое, что и "трели соловья", колыханье ручья. Упоминаются ключевые образы лирики Фета - "роза" и "соловей" Они символически воплощают в его лирике связь любви, природы и вдохновения. Именно в этих символических деталях внешнего мира все-таки проступает неясное переживание. В стихотворении значим финал: он завершает лирический сюжет. Последние слова стихотворения - и заря, заря! Заря символизирует свет любви, восход новой жизни - это высшее выражение душевного подъема. Фета «Учись у них - у дуба, у берёзы. Напрасные на них застыли слезы, И треснула, сжимаяся, кора. Всё злей метель и с каждою минутой Сердито рвет последние листы, И за сердце хватает холод лютый; Они стоят, молчат; молчи и ты! Ее промчится гений, Опять теплом и жизнию дыша. Для ясных дней, для новых откровений Переболит скорбящая душа. Такая лирика называется натурфилософской С первых строк природа и человек слиты воедино у Фета. У других поэтов, до него,— сначала изображался пейзаж, а потом говорилось о переживаниях человека, внутреннем состоянии лирического героя. Композиция стихотворения основана на противопоставлении двух частей и двух образов: зимы и весны, их можно стих заря прощается с землею символами. В упоминании конкретных времён года заключён скрытый смысл. Фет говорит о том, что необходимо молчать стих заря прощается с землею трудные минуты жизни, когда «за сердце хватает холод лютый». Нужно смириться с трудностями молча, не высказывая своего недовольства, гнева, разочарования, как переживают «жестокую пору», зиму, деревья, которые «стоят, молчат» с «застывшими слезами», «треснувшей корой» под злым ветром, срывающим последние листья. Как в природе наступает весна, «теплом и жизнию дыша», воскрешает деревья к новой жизни, пробуждает все вокруг, так и в жизни человека наступает период «ясных дней», его «скорбящая душа переболит для новых откровений». Стих заря прощается с землею не призывает к вечному молчанию, к замкнутости в себе в отличие от Тютчева, который считает молчание единственным спасением души от невзгод. Фет видит своеобразный приют человеческой души в природе, поэтому призывает людей учиться у деревьев. Дуб и берёза рождают ассоциации. Дуб — сильный, стих заря прощается с землею мужчина. Берёза — белая, кудрявая — нежная женщина. Сколько жизненной силы в этом стихотворении, какое оно свежее, музыкальное. Стихотворение созвучно нашему суровому, сложному времени, словно написано в наше время. Стихотворение Фета оптимистическое, оно овеяно верой в то, что человек способен стойко перенести трудности в молчании, учиться мудрости, ибо молчание — золото — вековая мудрость, и он непременно будет вознагражден за пережитые им страдания временем для «новых откровений», возможностью для его души «высказать себя». Фета «Это утро, радость эта. Это утро, радость эта, Эта мощь и дня и света, Этот синий свод, Этот крик и вереницы, Эти стаи, эти птицы, Этот говор вод, Эти ивы и березы, Эти капли - эти слезы, Этот пух - не лист, Эти горы, эти долы, Эти мошки, эти пчелы, Этот зык и свист, Эти зори без затменья, Этот вздох ночной селенья, Эта ночь без сна, Эта мгла и жар постели, Эта дробь и эти трели, Это всё - весна. Основное свойство стих заря прощается с землею - явное и сконцентрированное представление о красоте как о реально существующем элементе мира, окружающего человека. В полной мере этим обладал Афанасий Афанасьевич Фет. Звуки, шорохи, мимолётные впечатления - не мотивы, а темы фетовского творчества. Фет стремится наиболее естественно и непредвзято запечатлеть весь окружающий его мир в его подвижности изменчивости, передать свои мимолётные впечатления. Фету, как поэту-импрессионисту, присущ обострённый интерес к неповторимости каждого отдельного мгновения, оттенка материальной красоты, изменчивого настроения. Особый интерес представляют безглагольные стихотворения Фета, так называемые стих заря прощается с землею картины. Это стихотворение о чудесном времени года - о весне. Весной всё живое на земле пробуждается от зимней спячки и приходит в движение. И главное, к чему стремился Фет, - не упустить, не утратить миг этого безостановочного движения, запечатлеть пробуждение природы; добиться того, чтобы каждая строка "дышала", "звенела", одним словом, "жила". В чём "изюминка" этого стихотворения? Здесь нет ни одного глагола. Но сколько движения, сколько жизненной энергии заложено в каждой строке. Здесь нет ни единой точки кроме конца стихотворения! Читаешь это стихотворение на одном дыхании, ни на секунду не останавливаясь, сразу же представляя себе всю весеннюю суматоху. Этот приём "одного предложения" смог как нельзя лучше передать движение жизни, "воскрешение" природы весной. Короткие строки будто "набегают" одна на другую. Фет не случайно написал стихотворение четырёхстопным хореем, где последняя стопа каждой третьей строчки строфы неполная. Благодаря этому задаётся определённый ритм, напоминающий биение сердца. Каждая строка словно "пульсирует". Обратим внимание на то, что Фет начинает стихотворение словами "это утро, радость эта", а заключает выражением "это всё весна". Если приглядеться внимательнее, то мы заметим, что это стихотворение "вмещает" целые сутки, без единого глагола поэт передает движение времени: в первой строфе изображается утро, во второй - день, а в третьей - ночь, наполненная запахами весны, с чарующими трелями соловья. Все образы объединены, связаны анафорой: указательным местоимением "это" в разных формах, что создает эффект движения не только природного времени, но и "поэтической мысли" в стихотворении. Но одновременно с этим - и движение пространства: стих заря прощается с землею лирического героя охватывает и небо, и землю, и мельчайшие частицы окружающего мира. Фет рассказывает нам о том, как "просыпаются" реки, пчёлы, деревья, и повсюду звучат "зык и свист". В стихотворении только одно прилагательное, находящееся в составе метафоры: "вздох ночной селенья". Как же создается образ весны? Отглагольные существительные "крик", "говор", "свист", "дробь" и слова "зык", стих заря прощается с землею "рисуют" атмосферу весеннего шума. Один лишь образ - "мощь и дня и света" - и мы уже "видим" сияние солнца. Казалось бы, перед стих заря прощается с землею обычное перечисление через запятую впечатлений лирического героя. Но, читая это строки, сразу же можно представить себе целостную картину и расцветить ее своими красками. Пчелы - золотистые, мошки -серебристые, легкие, пух - зеленовато-желтый, капли - жемчужные… В этом-то вся прелесть стихов Фета, как поэта-импрессиониста. Каждое слово вызывает ряд ассоциаций, для каждого человека - свой. В эту мозаику Фет смог "вместить" образ всей весенней природы, показал, что весна - это утро, утро года. Фет изобразил лишь миг, то, что произошло однажды и больше никогда не повторится. Фет любуется природой; при этом он не столько описывает природу, сколько стих заря прощается с землею восторг, которая она вызывает. Фет «Ещё майская ночь» Какая ночь! На всём какая нега! Благодарю, родной полночный край! Из царства льдов, из царства вьюг и снега Как свеж и чист твой вылетает май! Все звёзды до единой Тепло и кротко в душу смотрят вновь, И в воздухе за песнью соловьиной Разносится тревога и любовь. Их лист полупрозрачный Застенчиво манит и тешит взор. Так деве новобрачной И радостен и чужд её убор. Нет, никогда нежней и бестелесней Твой лик, о ночь, не мог меня томить! Опять к тебе иду с невольной песней, Невольной - и последней, может быть. Стихотворение "Еще майская ночь. Это стихотворение уже зрелого мастера, получившего широкую известность. Оно представляет собою картину прекрасной майской ночи, набросанную всего несколькими легкими, но выразительными штрихами. В этой картине - восхищение поэта и его любовь к родной земле. Лирический герой начинает свой монолог с показа общей картины этой дивной ночи. Чем она так хороша? «Нега» - вот главная ее характеристика. Ее теплый, приятный воздух дышит ароматами цветов и трав, ветерок ласково освежает. За это герой благодарен родному краю, к которому растроганно обращается. Почему в майскую ночь персонаж вспоминает о зимнем «царстве» метафора? Может быть, потому, что белые лепестки цветущих яблонь и вишен так похожи на снег? А еще май «свеж и чист» эпитеты своей молодой зеленью, обилием света и легкостью, прозрачностью воздуха, еще не знающего, что такое изнурительная жара. Именно в этом месяце весна предстает перед нами во всей красе. Как мастерски достигает этого поэт, хотя, казалось бы, используемые им художественные средства глубоко традиционны для русской лирики! Как тонко подмечена каждая деталь! Ничто не ускользнуло от внимательного взгляда автора. С помощью чувственных олицетворений «звезды смотрят», «березы ждут, дрожат», «лист застенчиво манит». Фет передает жизнь природы, которая всегда рядом с человеком, сочувствует ему, отвечает на его состояние. Не случайно с настроением новобрачной девы сравнивается «переживание» деревьев. Это сопоставление встречается еще в устном народном творчестве. Издавна на Руси сравнивали березу и девушку. Однако Фет находит новое в этой традиции. Он сопоставляет счастливый стих заря прощается с землею березы, которую «венчает» свежая листва, и невесты в свадебном уборе. Очень точное, изящное, интересное сравнение! Повторы восклицаний "Какая ночь! В этом стихотворении заметна такая тенденция: изображая майскую ночь в деталях, автор тяготеет к понятиям женского рода «нега», «песнь», «душа», «тревога», «любовь», «береза», «дева» и другие. Но ведь и ночь, и весна того же рода! Видимо, Фет сознательно или интуитивно указывает здесь на то, что природа женственна, отсюда ее красота и гармония, которые всегда будет воспевать поэт: Нет, никогда нежней и бестелесней Твой лик, о ночь, не мог меня томить! Ощущая себя единой частью огромного Божьего мира, поэт вдохновляется природой на лирическое творчество. Нахлынувшие чувства его так сильны, что сродни пронзительному ощущению близкой смерти - смерти от счастья: «Опять к тебе иду с невольной песней, Невольной - и последней, может быть». Великое счастье граничит с глубоким отчаянием, так как лирический герой боится потерять прекрасные мгновения майской ночи. Они безвозвратны, потому что неповторимы, но не только в стих заря прощается с землею источник печали героя. Быть может, творец в стихотворении Фета переживает еще стих заря прощается с землею о своей будущей возможной несостоятельности. Кто знает, посетит ли она поэта в следующий раз? Сможет ли она снова «выразить в звуке» всю прелесть подобных ночей? Каждому из нас порой хочется остановить время, но оно неумолимо движется вперед. Именно поэтому все надо делать, как в последний раз, отдаваясь целиком, и, конечно, радоваться тому, что уже создано. Фета стих заря прощается с землею Прозвучало над ясной рекою, Прозвенело в померкшем лугу, Прокатилось над рощей немою, Засветилось на том берегу. Далеко, в полумраке, луками Убегает на запад река. Погорев золотыми каймами, Разлетелись, как дым, облака. На пригорке то сыро, то жарко, Вздохи дня есть в дыханье ночном,- Но зарница уж теплится ярко Голубым и зеленым огнем. Возможно, жизненная борьба повлияла на то, что Фет видел настоящую красоту природы, даже любая, почти незаметная деталь была в глазах поэта истинно прекрасной. В стихотворении «Вечер» Фет описывает один промежуток времени — между днем и ночью. Вечер — переходное состояние между днем и ночью, союзник, который объединяет их: «Вздохи дня есть в дыханье ночном». Пейзаж стихотворения очень конкретен, детально выписан: ясная река, померкший луг, немая роща. Но в то же время создаётся целостная картина бытия, гармонично и едино слитая умелой рукой мастера. Каждую секунду происходят изменения, и череда этих изменений и есть вечер. Безличные глаголы 1-ого предложения сразу же стих заря прощается с землею динамику: прозвучало, прозвенело, прокатилось, засветилось. А дальше — убегает на запад река, разлетелись, как дым, облака. О непостоянстве, мимолётности, переходности говорят строки: На пригорке то сыро, то жарко, Вздохи дня есть в дыханье ночном,- Но зарница уж теплится ярко Голубым и зеленым огнем. Вечер — это особое время суток, время быстрой смены явлений. Поэт стремится увековечить «преходящие моменты», «миги» бытия. Очень интересно показано солнце: оно прячется за горизонтом, оставляя свой след на краях облаков Погорев золотыми каймами, Разлетелись, как дым, облака. У Фета река — это живое существо, она «луками убегает на запад», спасаясь от надвигающейся ночи, любое препятствие ее не помеха, но все в природе гармонично, и нет ночных страхов, а наоборот — «ночное дыхание» романтично, потому что его как бы смягчает тёплая лучезарность вечера. Контрастность картине придаёт антитеза: день — ночь, ясной — померкшем, засветидось — погорев, полумрак — зарница, огонь. Неотвратимый финал вечернего пейзажа, последний «мазок» кисти художника подчёркивается союзом НО: ночь неумолимо приближается, зарница чуть «теплится», огонь заката пусть ещё яркий, но уже «голубой и зелёный». Стихотворение «Вечер» - это описание яркого мгновенья, в котором отразилась красота, видимая любому человеку.


Другие статьи на тему:



 
Copyright © 2006-2016
centr-fasad.ru